- Игроки рынка бад поддерживают инициативу по маркировке | официальный сайт честный знак
- Как соблюсти новые требования?
- Лекарства под видом бад
- Маркировка бад в свете закона № 247
- Не слишком ли быстро?
- Новые правила маркирования биодобавок
- Нужна ли обязательная маркировка бад?
- Переченьбиологически активных добавок к пище, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище*
- Положениео проведении на территории российской федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище
- Правила оформления этикетки
- Сроки эксперимента
- Только добровольцы
- Удобный момент для эксперимента
Игроки рынка бад поддерживают инициативу по маркировке | официальный сайт честный знак
С апреля по предложению Минпромторга РФ вводится маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Игроки рынка поддерживают эту инициативу и считают, что маркировка позволит контролировать качество БАД на российском рынке, который остается непрозрачным, с небезопасной продукцией, вне эффективного механизма контроля рынка со стороны регулятора.
Временно добровольная
Предложение о введении маркировки биологически активных добавок к пище Роспотребнадзор направил в Минпромторг осенью прошлого года. Проект постановления о проведении эксперимента по маркировке БАД находится на рассмотрении правительства. Предполагается, что в ближайшее время документ будет подписан и начнет действовать. Участие в эксперименте для компаний будет добровольным, а после подведения итогов пилотного проекта, в марте следующего года, будет принято решение об обязательной маркировке БАД.
Исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков связывает быстрое принятие такого решения с ростом рынка БАД. В частности, продажи добавок, поддерживающих иммунную систему, в 2020 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 124,4%, а по сравнению с показателями 2021 года — более чем в четыре раза.
Партнер и руководитель группы по работе с компаниями медико-биологической отрасли и здравоохранения компании «Делойт» в СНГ Олег Березин отмечает, что производство БАД, их реализация и продвижение не регулируются нормами законодательства об обращении лекарственных средств, не регулируются и цены на БАД, не проводится ценовой мониторинг. Это упрощает производителям вывод их товара на рынок. В частности, нет необходимости регистрировать БАД в качестве лекарственных средств и доказывать их эффективность при лечении и профилактике заболеваний. Достаточно подтвердить их санитарно-гигиеническую безопасность, а также обеспечить их рекламу и продвижение.
Потребление биологически активных добавок растет во всем мире, поскольку все больше людей выбирают здоровый образ жизни. По данным Александра Жесткова, в Японии БАД регулярно используют 90% населения, в США — от 45% до 80%, в Дании — 59%, в Южной Корее — 54%, в Германии — 43%, в России — 15–20%.
В последние годы соотношение числа покупателей БАД по возрастным группам заметно изменилось. «В актуальных данных IPSOS мы видим, что, если в 2021 году среди потребителей БАД доминировала группа покупателей в возрасте 45–54 лет, в 2021 году потребление БАД было равномерным по всем возрастным группам, в 2020 году стала превалировать более молодая группа потребителей — 25–34 года, а если рассматривать более широкую группу, то 20–44 года»,— говорит Александр Жестков.
Основные тренды
Мировой рынок биологически активных добавок продолжит расти. Согласно отчету Grand View Research Inc., к 2024 году он достигнет $278 млрд, показав среднегодовой рост на уровне 9,6%. «На планету и ее жителей напрямую влияет множество негативных факторов,— говорит генеральный директор компании Solgar в России Хакан Эртюрк.— Это экологические проблемы, чрезмерное употребление пищи, богатой трансжирами, простыми углеводами, чрезмерное употребление алкоголя, стресс, проблемы со сном. Сейчас все больше людей стали обращать внимание на устранение или минимизацию этих факторов в своей жизни».
По мнению Александра Жесткова, структура потребления также будет меняться. Сегодня главным критерием выбора той или иной группы БАД остается цена. Именно поэтому в натуральном выражении лидирует наиболее дешевая ценовая группа.
«Но мы видим и тренд на расслоение аудитории — когда более состоятельная аудитория переключается на более дорогостоящие БАД. Именно высокий ценовой сегмент — от 500 руб.— демонстрирует наиболее ощутимый рост ( 30,1% в рублях и 31,1% в упаковках). Этот тренд в наибольшей степени характерен для крупных городов»,— заключает представитель Союза производителей БАД.
Поскольку на российский рынок влияют мировые тренды и потребление БАД будет расти, конкуренция производителей добавок в РФ также будет усиливаться. Поэтому, как отмечает Хакан Эртюрк, многие компании сейчас предпринимают шаги, направленные на удовлетворение растущего спроса. Российский рынок становится все более привлекательным для иностранных игроков, которые наращивают свое присутствие на нем, подтверждает Александр Жестков. По его оценке, доля импорта в стоимостном выражении достигает уже 51% в аптечной рознице.
Правовые вопросы
Рост конкуренции на рынке высокомаржинальной биологически активной продукции ведет к тому, что вопросы качества БАД и правового регулирования становятся весьма актуальными. «За последние годы накоплена достаточно обширная нормативная база по рынку БАД. Тем не менее рынок остается непрозрачным, а продукция — не всегда безопасной для потребителя,— говорит управляющий партнер юридической компании «Лут, Курошин и партнеры» Сергей Лут.— Государственные контролирующие органы не раз снимали с реализации партии БАД по причине обнаружения в продукции незаявленных фармацевтических субстанций, производители подвергались штрафам за нарушение закона о рекламе, а именно за создание впечатления, что рекламируемый товар обладает лечебными свойствами или потому что он имел название, схожее или идентичное с брендами лекарств. Немало вопросов вызывает и дистанционная торговля добавками».
Александр Жестков считает, что российский рынок БАД не только растет, но и быстро меняется. «Спрос активно смещается в сегмент диджитал-торговли. Это новая реальность, которая, к сожалению, далеко не во всех вопросах урегулирована, а это несет риски как с точки зрения защиты прав потребителей, так и с точки зрения создания равных условий для всех игроков рынка»,— поясняет он.
В первую очередь, по его мнению, должны быть разработаны правила, регулирующие дистанционную торговлю биоактивными добавками. Сейчас они отсутствуют. Однако БАД относятся к специализированной пищевой продукции, подлежащей обязательной госрегистрации и связанной с воздействием на здоровье, поэтому определенные критерии в части дистанционной торговли БАД должны быть сформулированы.
Хакан Эртюрк указывает на необходимость регулирования трансграничной торговли: «Этот канал обращения БАД не регламентируется, что позволяет различным игрокам рынка ввозить и реализовывать на территории РФ продукцию, которая не проходит необходимые этапы регистрации и даже может быть запрещена к реализации в качестве БАД на территории РФ, но тем не менее попадает в обращение».
По оценкам Сергея Лута, с правовой точки зрения рынку биодобавок в первую очередь необходим единый документ, который бы описывал механизм регулирования рынка БАД как в России, так и в других странах Евразийского экономического союза. Кроме того, онлайн-торговля должна быть переведена в хорошо управляемый канал, где бы контролировалось соответствие продукции всем необходимым требованиям. Для гармонизации обращения БАД уместной была бы разработка отдельного техрегламента, который бы устанавливал требования к продукции на уровне ЕАЭС. А маркировка обеспечит цифровую прозрачность всей логистической цепочки БАД и уберет с интернет-площадок продукцию непонятного происхождения и качества.
Источник: Коммерсантъ
Как соблюсти новые требования?
Чтобы правильно маркировать биологически активные добавки к пище, изготовителю нужно сделать четыре шага:
- зарегистрироваться на портале «Честный знак»;
- приобрести оборудование и ПО;
- купить и установить регистратор эмиссии;
- запустить выпуск упаковки с использованием нового оборудования.
Присоединиться к инициативе сейчас – значит иметь возможность «обкатать» измененную схему производства тары, без спешки выбрать оборудование и обучить персонал.
Если вы не знаете, с чего начать эту работу, обратитесь за консультацией к экспертам нашего центра. Мы сопроводим на всех этапах внедрения изменений, поможем пройти регистрацию на портале «Честный знак», государственную регистрацию товара в Роспотребнадзоре. Доверьте решение задачи профессионалам.
Целью маркировки является предоставление потребителям точной, полной и достоверной информации о товаре – о его составе и основных свойствах, о месте и дате производства, об условиях и сроках хранения, о способе употребления и возможных противопоказаниях. Также по маркировке можно сразу узнать, что БАД прошел обязательные проверки, поскольку в ней будет указан знак соответствия.
Если на БАДах будет отсутствовать маркировка, либо она будет содержать ложную и неточную информацию, предпринимателю грозит штраф с конфискацией продукции. Такие проверки может проводить Роспотребнадзор по своей инициативе, либо по обращению потребителей.
Лекарства под видом бад
Как известно, БАД подконтрольны, в первую очередь, Роспотребнадзору. Это ведомство периодически выявляет и изымает из обращения фальсифицированные БАД. Одним из видов фальсификации этой продукции является добавление в её состав фармсубстанций, в частности, обладающих анаболической активностью или применяющихся для лечения эректильной дисфункции.
В результате товар, представляющий собой по сути незарегистрированное (а значит, нелегальное) лекарство, продаётся под видом «безвредной» добавки к пище. «Большое количество вопросов по теме этой товарной категории связанны с её системным положением в качестве некоего „лайт-варианта“ лекарственных препаратов», — отмечает Николай Беспалов.
Маркировка бад в свете закона № 247
Зачем вообще нужно мониторить движение БАД? При кажущейся наивности этого вопроса он вполне уместен. Ведь когда вступала в силу система обязательной маркировки лекарственных препаратов, закон от 31.07.2020 г. № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях» ещё не был принят и введён в действие.
А теперь благодаря ему установлен принцип обоснованности вводимых обязательных требований (статьи 4 и 6). Согласно положениям этих статей, запрещается утверждать нормы, если отсутствует риск причинения вреда (ущерба), или если не проведена оценка эффективности применения альтернативных мер по решению проблемы.
Пояснительная записка к проекту постановления о маркировке БАД не содержит информации о проведении такой оценки. Впрочем, на данном этапе она не является необходимой, ведь речь пока идёт о проведении эксперимента на добровольных началах, а не о внедрении обязательной системы.
Не слишком ли быстро?
Следующий вопрос: не слишком ли быстро после не самого гладкого введения системы мониторинга движения лекарственных препаратов приступили к внедрению аналогичной системы в отношении БАД? Нет ли в этом излишней спешки?
«Вообще обязательная маркировка БАД — логичное продолжение маркировки лекарственных препаратов, и в известном смысле запуск нынешнего эксперимента был лишь вопросом времени», — считает Николай Беспалов. — «Многие БАД конкурируют в сознании потребителя с лекарствами, большое количество фармкомпаний имеет в своём портфеле оба этих вида продукции, многие лекарственные и БАД-наименования существуют под зонтичными брендами, так что зачастую потребители даже не осознают разницу между ними, тем более что продаются они, по сути, в одних розничных организациях». Так что спешки как таковой нет, происходит логичное развитие процесса, считает Николай Беспалов.
Новые правила маркирования биодобавок
С 01.01.2021 года в России действует ФЗ-488, положения которого определяют необходимость нанесения на продукцию средств идентификации. Новые требования к маркировке БАД, других пищевых и непищевых товаров предполагают, что на упаковке проставляется специальный код, представляющий собой уникальную последовательность символов.
Нововведение призвано решить следующие актуальные задачи технического регулирования:
- создать автоматическую систему отслеживания продукции;
- защитить потребителей от подделок;
- бороться с недобросовестными компаниями, поставляющие на рынок контрафакт.
Благодаря новым правилам, покупатель сможет получить максимум сведений о биодобавке путем наведения на уникальный код специального сканера, установленного на мобильном устройстве. Ему станет известно, кем и когда произведен товар, по каким каналам поступил в торговую сеть.
Список товаров, для которых соблюдение новых требований является обязательным, дан в Распоряжении Правительства РФ №792-Р от 28.04.18. Биодобавки в нем не упомянуты, но их изготовители вправе присоединиться к проекту на добровольных началах. Подобный шаг в интересах бизнесменов, потому что в планах властей с 2024 года сделать сквозную маркировку обязательной для всей продукции.
После перехода на новую систему идентификации, за отсутствие КИЗов или несоответствие контрольных значений также будет применяться штраф с конфискацией.
Нужна ли обязательная маркировка бад?
Но в таком случае нужна ли эта система потребителю и отрасли, имеется ли именно сейчас насущная потребность к её внедрению? «Насколько эта мера необходима, вопрос спорный», — отвечает Николай Беспалов, — «Проблема фальсификации и контрафакта (как и в случае с лекарственными препаратами), если и стоит, то находится прежде всего в плоскости сознательного потребления.
По оценке Николая Беспалова, некоторые онлайн-сервисы, продающие БАД, вышли уже на внушительные, почти промышленные объёмы продаж и составляют довольно существенную конкуренцию аптечному бизнесу в части нелекарственного сегмента. Бизнес таких компаний, полагает Николай Беспалов, построен на том, что продавец не несёт затрат, связанных с необходимостью соблюдения административных процедур по доступу продукции на рынок.
«Разумеется, профильных игроков такая ситуация не устраивает. Запуск системы обязательной маркировки в принципе может её сбалансировать и способствовать частичному решению проблемы. Но многое будет зависеть от деталей регулирования», — считает Николай Беспалов.
Переченьбиологически активных добавок к пище, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище*
——————————
*Для целей применения настоящего перечня помимо указанных кодов ТН ВЭД ЕАЭС необходимо руководствоваться наличием действующего свидетельства о государственной регистрации, выданного на биологически активные добавки к пище в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2021 г. N 80 «О свидетельствах о государственной регистрации продукции».
Положениео проведении на территории российской федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище (далее — эксперимент).
2. Целями эксперимента являются:
а) определение и согласование с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, а также с производителями, импортерами биологически активных добавок к пище, организациями оптовой и розничной торговли (далее — участники оборота) состава сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
б) тестирование возможностей использования технологии нанесения средств идентификации на биологически активные добавки к пище и состава содержащейся в них информации;
в) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту биологически активных добавок к пище, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
г) организация эффективного взаимодействия органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота;
д) оценка эффективности и результативности информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее — информационная система);
е) определение технических возможностей информационной системы, в том числе ее интеграции с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение проведения эксперимента;
ж) осуществление участниками оборота первичного наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
з) разработка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее оборот биологически активных добавок к пище;
и) анализ целесообразности введения обязательной маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации исходя из возможности применения соответствующих технологических решений.
3. Участниками эксперимента являются:
а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента;
б) участники оборота;
в) оператор информационной системы.
4. Участники оборота участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте они подают заявки в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в пункте 5 настоящего Положения.
5. Для проведения эксперимента Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, утверждаются методические рекомендации, в том числе по следующим вопросам:
а) маркировка биологически активных добавок к пище средствами идентификации, в том числе виды используемых в эксперименте средств идентификации, структура информации, указываемой в средствах идентификации, способы их формирования и нанесения;
б) взаимодействие информационной системы с иными информационными системами участников эксперимента;
в) подача заявки на участие в эксперименте и прилагаемых к ней документов;
г) регистрация участников эксперимента в информационной системе;
д) внесение информации в информационную систему, включая состав представляемых участниками эксперимента сведений;
е) наполнение подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
ж) функции участников эксперимента и порядок их взаимодействия.
Утвержденпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 апреля 2021 г. N 673
Правила оформления этикетки
Обязательная маркировка БАД проводится в соответствии с правилами, описанными в ТР ТС 022/2021. В частности, изготовители обязаны указывать на упаковке следующую информацию:
- название продукта;
- состав и свойства;
- дату производства и срок годности;
- количество продукта, его калорийность;
- данные об изготовителе, импортере (наименование, юридический адрес);
- информацию о наличии в составе ГМО;
- рекомендации по употреблению продукта в пищу (дозировка, количество доз);
- номер свидетельства о госрегистрации.
Кроме того, на изделие должно быть указано, что добавка не является лекарственным средством, возможные побочные действия, противопоказания (для тонизирующих, гормоноподобных, способствующих росту тканей организма человека добавок).
Важно! Маркировка биологически активной добавки к пище должна быть на русском языке, полной, четкой, достоверной и доводиться до покупателя в любой удобной для прочтения потребительской форме.
Нарушение действующих правил маркировки грозит крупными штрафами и конфискацией продукции.
Правила сертификации упаковки товара изложены в техрегламенте 005/2021.
Получить бесплатную консультацию
В нормативном акте приведены требования к герметичности, химической и механической стойкости тары, применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией.
Подробности уточняйте у специалистов нашего центра.
Сроки эксперимента
Теперь обратимся к проекту постановления. Сразу отметим, что к нему приложен реестр БАД, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Эксперимент начнётся с «весёлой» даты — 1 апреля 2021 ода. Требования к информационной системе и к защите её информации, скорее всего, будут разработаны оператором до 1 мая (во всяком случае, постановлением рекомендован именно такой дедлайн) и должны быть утверждены до 15 июля 2021 г.
До 30 ноября текущего года будет осуществлена оценка результатов эксперимента по маркировке биологически активных добавок, и не позже 1 февраля 2022 г. соответствующий доклад будет представлен в Правительство РФ. На основании этого можно сделать вывод, что внедрение системы обязательной маркировки БАД может состояться не раньше второй половины 2022 г.
Только добровольцы
В эксперименте участвуют три стороны: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Минсельхоз, Федеральная таможенная служба, и т. д.), участники оборота БАД (в том числе, производители БАД, фармдистрибьюторы, аптечные организации), а также оператор информационной системы. Вторая сторона участвует на добровольной основе.
Добровольность в данном случае означает не только наличие или отсутствие желания, но и то обстоятельство, что постановление о проведении эксперимента не вводит дополнительные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного или муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Удобный момент для эксперимента
С маркировкой лекарств тоже всё начиналось с эксперимента. Он был довольно длительным, но гладкого безаварийного внедрения системы это не обеспечило. Какими беспокойными были первые недели и месяцы её функционирования (июль-октябрь 2020 года) — помнят все.
«Конечно, в настоящее время ситуация намного лучше, чем была осенью 2020 года, когда рынок находился фактически в состоянии коллапса», — комментирует тему Николай Беспалов, — «Правда, система функционирует с рядом допущений и послаблений, которые разрабатывались в спешном порядке в конце прошлого года» (прим. авт. — речь идёт о мерах, принятых Постановлением Правительства РФ от 02.11.2020 № 1179).
В частности, напоминает эксперт, аптекам разрешено не дожидаться подтверждения от системы при приёме товара. «Количество ошибок в её работе, как уверяют представители ЦРПТ (оператора системы МДЛП) тоже планомерно сокращается. И хотя система ещё далека от полноценного формата, сейчас уже можно говорить о том, что проект по крайней мере функционирует», — резюмирует Николай Беспалов.
Новость о перспективе внедрения требований к маркировке БАД была впервые озвучена на высоком уровне в конце октября 2020 года, в разгар сообщений о проблемах и сбоях системы мониторинга движения лекарственных средств. Теперь же, когда меры Постановления № 1179 разрядили ситуацию в лекарственном сегменте, по‑видимому, настал удобный момент для начала эксперимента с маркировкой БАДов.