Цепи питания кто что ест (окружающий мир, 3 класс): примеры моделей пищевых цепочек в живой природе

Правильное питание

Автотрофы

Автотрофы или продуценты — это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию. К автотрофам относятся растения ( только растения).

Они синтезируют из СО2, Н2О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии — глюкозу (органические молекулы) и О2. Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне. Для растений пищей являются крахмал и питательные вещества, которые добываются из почвы и солнечного света.

Итак, автотрофы — это растения, которые добывают себе пропитание из дождя, почвы и солнечного света. Важную роль в снабжении клеток питательными и минеральными веществами играет фотосинтез (использование света), а также хемосинтез (химическая энергия).

В природе известны два типа автотрофов:

  1. Фотоавтотрофы. К данному виду относятся живые существа, участвующие в фотосинтезе – растения, преобразующие солнечную энергию в сложные комбинации. То есть они производят питательные вещества, полученные из углекислоты вследствие работы фотосинтеза. По подобному принципу живут и водоросли с цианобактериями.
  2. Хемоавтотрофы. Благодаря химическим взаимодействиям неорганических соединений, происходит поступление органических веществ в организмы экосистемы. Этот процесс носит название “хемосинтез”.

Практически все продуценты — фотоавтотрофы, т. е. зеленые растения, водоросли и некоторые прокариоты, например цианобактерии (раньше их называли сине-зелеными водорослями). Роль хемоавтотрофов в масштабах биосферы пренебрежимо мала. Микроскопические водоросли и цианобактерии, составляющие фитопланктон, являются главными продуцентами водных экосистем.

Второй

Второй уровень цепи занимают первичные консументы, которые питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих — это грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как лошади, овцы, крупный рогатый скот.

В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов — ветвистоусые и веслоногие раки, личинки крабов, усоногие раки и двустворчатые моллюски (например, мидии и устрицы) — питаются, отфильтровывая мельчайших первичных продуцентов из воды.

К первичным консументам относятся также паразиты растений (грибы, растения и животные).

Гетеротрофы

Гетеротрофы (от греч. Heterone — «другой» и trophe — «питание») — организмы, требующие органических соединений, как источника углерода для роста и развития. Также известны как консументы (от лат. consume — употреблять).

К гетеротрофным организмам относятся все животные и человек, а также некоторые паразитические растения и бактерии. Среди этих растений можно выделить группу растений паразитов и растений-хищников. Гетеротрофные организмы (животные, грибы, часть прокариотов) не могут создавать органические соединения непосредственно из неорганических.

Гетеротрофы или консументы — это организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества (обычно ткани растений или животных), этот процесс известен, как гетеротрофное питание.

Гетеротрофы известны как консументы или потребители в пищевой цепочке. Гетеротрофы является противоположностью автотрофам, которые используют неорганические вещества, углекислоту или бикарбонат, как единственный источник углерода. Все животные — гетеротрофы, также как и грибы и многие бактерии и археи (группа микроорганизмов с прокариотным типом строения клетки).

Деструкторы

Немаловажную роль в экосистеме и структуре пищевого взаимодействия выполняют представители группы деструкторов или разрушителей. Данную группу составляют редуценты, перерабатывающие неживые органические соединения и превращающие их в неорганические вещества.

Деструкторы занимают нишу отдельного трофического этапа в природе. Их роль состоит в переработке разлагающихся растений и останков погибших животных. Характерными представителями редуцентов являются классы грибов и бактерий, играющих, в свою очередь, большое значение в деятельности экосистем. С их помощью почва получает питание и воду, используемую представителями продуцентов.

Деструкторы — (редуценты) — это организмы, в ходе своей жизнедеятельности превращающие (разрушающие) органические вещества в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами. Являются гетеротрофами. Преимущественно это бактерии и грибы. Деструкторы по своему положению в экосистеме близки к детритофагам, так как тоже питаются мертвым органическим веществом.

Наконец, деструкторы в виде сапрофагов и бактерий используют энергию мертвых растений и животных. На этом этапе потребляется наибольшее количество запасенной живыми существами энергии. Разложение органической массы происходит в двух направлениях: распад углеводов в процессе минерализации до диоксида углерода, аммиака и воды; образование гумуса в почве под влиянием микроорганизмов.

Воз­вращая в почву или в водную среду биогенные элементы, они, тем самым, завершают биохимический круговорот. Функционально деструкторы — это те же самые гетеротрофы (консументы), поэтому их часто называют микроконсументами.

Деструкторы (редуценты)

Данная группа также считается потребителями, но в ней есть весомые отличия от гетеротрофов, поэтому полноценными потребителями они не являются, будет лучше сказать, что они промежуточная стадия между автотрофами и гетеротрофами. Они перерабатывают мертвых существ, разлагая их на неорганические соединения, а после употребляют из них всё, что может пригодиться организму.

К этой группе в основном относятся грибы и некоторые виды бактерий, а их роль ничуть не меньше, чем у консументов и продуцентов. Многие исследователи даже думают, что их ценность в пищевой цепи куда выше, чем у последних, поскольку они не уничтожают популяции, не мешают развитию других организмов, а убирают остатки, мешающие прорастанию здоровых растений, например.

Именно благодаря редуцентам пищевая цепь остаётся здоровой, поскольку питательные вещества из недоеденных растений или остатков пищи гетеротрофа возвращаются в почву, позволяя биосфере нормально функционировать.

Видео про редуценты, консументы и продуценты

Детритная пищевая цепь

Детритная пищевая цепь берет свое начало от мертвого органического вещества (т.н. детрита), которое либо потребляется в пищу мелкими, преимущественно беспозвоночными животными, либо разлагается бактериями или грибами. Организмы, потребляющие мертвое органическое вещество, называются детритофагами, разлагающие его — деструкторами.

Пастбищная и детритная пищевые цепи обычно существуют в экосистемах совместно, но один из видов пищевых цепей почти всегда доминирует над другим. В некоторых же специфических средах (например в подземной), где из-за отсутствия света невозможна жизнедеятельность зеленых растений, существуют только детритные пищевые цепи.

В экосистемах пищевые цепи не изолированы друг от друга, а тесно переплетены. Они составляют так называемые пищевые сети. Это происходит потому, что каждый продуцент имеет не одного, а нескольких консументов, которые, в свою очередь, могут иметь несколько источников питания.

В пищевых цепях образуются так называемые трофические уровни. Трофические уровни классифицируют организмы в пищевой цепи по типам их жизнедеятельности или по источникам получения энергии. Растения занимают первый трофический уровень (уровень продуцентов), травоядные (консументы первого порядка) относятся ко второму трофическому уровню, хищники, поедающие травоядных, образуют третий трофический уровень, вторичные хищники — четвертый и т.д.

Поток энергии в экосистеме. Как нам известно, перенос энергии в экосистеме осуществляется через пищевые цепи. Но далеко не вся энергия предыдущего трофического уровня переходит на следующий. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: чистая первичная продукция в экосистеме (то есть количество энергии, накопленное продуцентами)

составляет 200 ккал/м2, вторичная продуктивность (энергия, накопленная консументами первого порядка) равна 20 ккал/м2 или 10% от предыдущего трофческого уровня, энергия же следующего уровня составляет 2 ккал/м2, что равно 20% от энергии предыдущего уровня.

Как видно из данного примера, при каждом переходе на более высокий уровень теряется 80-90% энергии предыдущего звена пищевой цепи.  Универсальная модель потока энергии. Поступление и расход энергии можно рассмотреть с помощью универсальной модели потока энергии.

Она применима к любому живому компоненту экосистемы: растению, животному, микроорганизмам, популяции или трофической группе. Подобные графические модели, соединенные между собой, могут отражать пищевые цепи (при последовательном соединении схем потока энергии нескольких трофических уровней образуется схема потока энергии в пищевой цепи) или биоэнергетику в целом.

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят1) ель обыкновенную2) лесных мышей3) таежных клещей4) почвенных бактерий

Выберите один, наиболее правильный вариант. Что общего у грибов и бактерий1) наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами2) бесполое размножение при помощи спор3) разрушение ими органических веществ до неорганических4) существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ1. Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они1) аккумулируют солнечную энергию2) поглощают органические вещества3) способны к хемосинтезу4) синтезируют органические вещества из неорганических5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных6) растут в течение всей жизни

https://www.youtube.com/watch?v=IWKwwYGXYd8

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они1) синтезируют органические вещества из неорганических2) создают первичную продукцию3) характеризуются гетеротрофным питанием4) паразитируют на растениях5) окисляют органические вещества6) используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза АТФ

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятся1) патогенные прокариоты2) бурые водоросли3) фитофаги4) цианобактерии5) зеленые водоросли6) грибы-симбионты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят1) гриб-пеницилл2) молочнокислую бактерию3) берёзу повислую4) белую планарию5) верблюжью колючку6) серобактерию

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят1) пресноводную гидру2) кукушкин лен3) цианобактерию4) шампиньон5) улотрикс6) планарию

ФОРМИРУЕТСЯ: Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятА) дрожжиБ) кишечная палочкаВ) хлорелла

ПЕРВЫЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают1) зерноядные млекопитающие2) береза бородавчатая3) тетерев-косач4) ольха серая5) кипрей узколистный6) стрекоза коромысло

ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫУстановите соответствие между организмами и трофическими уровнями: 1) первый, 2) второй. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) бабочка-монархБ) железобактерияВ) красный кораллГ) олений мохД) хлореллаЕ) инфузория-туфелька

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИУстановите соответствие между характеристиками организмов и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументыА) растительноядные животныеБ) использование растительной и животной пищи в качестве источника энергииВ) синтез первичного органического веществаГ) плотоядные животные и паразитыД) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей органических веществЕ) начинают пастбищные цепи питания

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) голый слизеньБ) обыкновенный кротВ) серая жабаГ) чёрный хорьД) капуста листоваяЕ) сурепка обыкновенная

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) серобактерииБ) полевая мышьВ) мятлик луговойГ) пчела медоноснаяД) пырей ползучий

3. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) прибрежная растительностьБ) рыбыВ) личинки земноводныхГ) фитопланктонД) растения днаЕ) моллюски

4. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) ольхаБ) жук-типографВ) вязГ) кислицаД) клестЕ) сорока

5. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) гриб трутовикБ) пырей ползучийВ) серобактерияГ) холерный вибрионД) инфузория-туфелькаЕ) малярийный плазмодий

6. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) заяцБ) пшеницаВ) дождевой червьГ) синицаД) ламинарияЕ) малый прудовик

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ1. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: 1) консументы, 2) продуценты, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) возвращают свободный азот в атмосферуБ) образуют первичную продукциюВ) образуют органические вещества в результате хемосинтезаГ) составляют второй трофический уровеньД) минерализуют органические остатки

2. Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.А) основные производители глюкозы в биогеоценозеБ) первичные потребители солнечной энергииВ) минерализуют органические веществаГ) являются консументами разных порядковД) обеспечивают усвоение азота растениямиЕ) передают вещества и энергию в пищевых цепях

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.А) хвощи и папоротникиБ) плесневые грибыВ) трутовики, обитающие на живых деревьяхГ) птицыД) березы и елиЕ) бактерии гниения

2. Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.А) мхи, папоротникиБ) беззубки и перловицыВ) ели, лиственницыГ) плесневые грибыД) гнилостные бактерииЕ) амебы и инфузории

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) спирогираБ) серобактерииВ) мукорГ) пресноводная гидраД) ламинарияЕ) бактерии гниения

4. Установите соответствие между организмом и функциональной группой, к которой этот организм относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) одуванчик лекарственныйБ) гнилостная бактерияВ) берёза бородавчатаяГ) травяная лягушкаД) обыкновенный кротЕ) плесневый гриб пеницилл

5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) пенициллБ) северный оленьВ) можжевельник обыкновенныйГ) цианобактерияД) железобактерияЕ) дрозд-рябинник

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ1. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуцентыА) поглощают из окружающей среды углекислый газБ) синтезируют органические вещества из неорганическихВ) включают растения, некоторые бактерииГ) питаются готовыми органическими веществамиД) включают бактерии-сапротрофы и грибыЕ) разлагают органические вещества до минеральных

2. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) Является первым звеном в цепи питанияБ) Синтезируют органические вещества из неорганическихВ)

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.А) клевер красныйБ) хламидомонадаВ) бактерия гниенияГ) березаД) ламинарияЕ) почвенная бактерия

2. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) СфагнумБ) АспергиллВ) ЛаминарияГ) СоснаД) ПенициллЕ) Гнилостные бактерии

3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) серобактерияБ) цианобактерияВ) бактерия броженияГ) почвенная бактерияД) мукорЕ) ламинария

КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИВыберите три варианта. В экосистеме леса к консументам относят лягушек, так как они1) потребляют готовые органические вещества2) участвуют в разложении органических остатков3) питаются насекомыми4) имеют покровительственную окраску5) составляют третий трофический уровень6) синтезируют органические вещества из неорганических

КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Выберите три варианта. Укажите консументов в экосистеме1) паразитические растения2) паукообразные3) цветковые растения4) насекомые5) деревья верхнего яруса6) цианобактерии

ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают1) лоси и косули2) зайцы и мыши3) снегири и клесты4) поползни и синицы5) лисицы и волки6) ежи и кроты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся1) русская выхухоль2) тетерев-косач3) кукушкин лен4) северный олень5) куница европейская6) мышь полевая

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?1) ежа сборная2) ёж европейский3) косуля европейская4) прыткая ящерица5) полевка обыкновенная6) муха-журчалка

ТРЕТИЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают1) зерноядные птицы2) росомаха3) сосна кедровая4)

КОНСУМЕНТЫ ПОРЯДКА ПРИМЕРЫ1. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) кедровкаБ) ястреб-тетеревятникВ) обыкновенная лисицаГ) благородный оленьД) заяц-русакЕ) обыкновенный волк

2. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) антилопаБ) левВ) гепардГ) носорогД) страусЕ) гриф

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами экосистемы, к которой их относят: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) речной бобрБ) дикий кроликВ) слизеньГ) лягушка озернаяД) морские котики

4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) среднеазиатская саранчаБ) таёжный клещВ) стрекоза коромыслоГ) колорадский жукД) медоносная пчелаЕ) божья коровка

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных можно отнести к консументам II порядка?1) серая крыса2) колорадский жук3) дизентерийная амеба4) виноградная улитка5) божья коровка6) медоносная пчела

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются1) ехидна2) саранча3) стрекоза4) лисица5) лось6) ленивец

КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза: 1) консументы, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) сапротрофные бактерииБ) зоопланктонВ) эндопаразитыГ) паразитические растенияД) плесневые грибы

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме смешанного леса: 1) редуценты, 2) консументыА) мухоморБ) жук-короедВ) почвенная нематодаГ) плесневый грибД) таёжный клещЕ) гнилостная бактерия

РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ1. Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?1) превращают органические вещества организмов в минеральные2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии3) образуют первичную продукцию в экосистеме4) служат первым звеном в цепи питания5) образуют доступные растениям неорганические вещества6) являются консументами II порядка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какую роль выполняют редуценты в экосистеме?1) образуют первичное органическое вещество2) потребляют детрит3) служат пищей для растений-хищников4) выделяют в среду растворимые минеральные соли5) служат начальным звеном пастбищной пищевой цепи6) обеспечивают замкнутость круговорота веществ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как1) синтезируют органические вещества из минеральных2) освобождают заключённую в органических остатках энергию3) аккумулируют солнечную энергию4) разлагают органические вещества5) способствуют образованию гумуса6) вступают в симбиоз с консументами

РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.1) пеницилл2) спорынью3) гнилостные бактерии4) мукор5) клубеньковые бактерии6) серобактерии

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят1) бактерии гниения2) грибы3) клубеньковые бактерии4) пресноводные рачки5) бактерии-сапрофиты6) майские жуки

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят1) автотрофные организмы2) бактерии-сапротрофы3) грибы-паразиты4) организмы, минерализующие органические остатки5) плесневые грибы6) фотосинтезирующие бактерии

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССЫУстановите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) разрушение и минерализация органических остатков2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических3) использование органических веществ консументами II порядка4) использование энергии химических связей растительноядными животными5) использование органических веществ консументами III порядка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕРЫ1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты1) инфузория-туфелька2) сенная палочка3) чайка4) рыба5) моллюск6) ил

2. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей1) еж2) полевой слизень3) орел4) листья растений5) лисица

3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.1) мелкие плотоядные хищники2) останки животных3) насекомоядные животные4) жуки-сапрофаги

4. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) мышь2) опенок3) ястреб4) трухлявый пень5) змея

5. Установите последовательность организмов в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) гусеница непарного шелкопряда2) липа3) обыкновенный скворец4) ястреб перепелятник5) жук пахучий красотел

6. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.1) зёрна пшеницы2) рыжая лисица3) клоп вредная черепашка4) степной орёл5) обыкновенный перепел

7. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) лягушка2) уж3) бабочка4) растения луга

5) ёж

8. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) мальки рыб2) водоросли3) окунь4) дафнии

9. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.1) паук-крестовик2) ласка3) личинка навозной мухи4) лягушка5) навоз

Таблица
Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вторичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы второго порядка
6) второй уровень
7) продуценты
8) третичные хищникиТаблица
Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
Список терминов:
1) первичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы первого порядка
6) гетеротрофы
7) третий уровень
8) вторичные хищникиТаблица
Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вирусы
2) эукариоты
3) сапротрофные бактерии
4) продуценты
5) водоросли
6) гетеротрофы
7) бактерии
8) миксотрофыПищевая цепь
Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) детритная
2) канадский рдест
3) скопа
4) пастбищная
5) большой прудовик
6) зеленая лягушкаПищевая цепь
Выберите из приведённой на рисунке схемы пищевой сети организм, которому можно дать следующее экологическое описание: аэробионт, консумент III порядка, активен днём. В ответе запишите число, которым он обозначен.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,1) являются продуцентами2) обеспечивают смену экосистем3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере4) извлекают органические вещества из пищи5) превращают органические остатки в минеральные соединения6) выполняют роль консументов или редуцентов

Установите соответствие между характеристиками и типами планктона: 1) зоопланктон, 2) фитопланктон. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) включает в себя гетеротрофных простейшихБ) составляет первый трофический уровеньВ) представлен дафниями и циклопамиГ) включает в себя цианобактерии и диатомовыхД) производит первичную продукциюЕ) может вызвать «цветение» воды

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?1) Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.2)

Продуцентом служат хвойные растения.3) Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.4) Консументы первого порядка поедают листовой опад.5) Консументами первого порядка являются детритофаги.6) Численность высших хищников крайне мала.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:1) разложение продуцентов консументами2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами3) разложение консументов редуцентами4) потребление продуцентами готовых органических веществ5) питание продуцентов консументами6) потребление консументами готовых органических веществ

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К экологическим терминам относят1) гетерозис2) популяция3) аутбридинг4) консумент5) дивергенция

Установите последовательность нарастания биомассы организмов в соответствии с правилом экологической пирамиды, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) кальмары, осьминоги2) белый медведь3) планктон4) ракообразные5) ластоногие

Детёныш обыкновенной лисицы, имея массу 1 кг, питался исключительно лесными полёвками, средняя масса которых составляла 25 г. Используя экологическое правило 10%, подсчитайте, какое количество полёвок съел лисёнок для достижения им массы в 6 кг. В ответе запишите только количество полёвок.

Дана пищевая цепь: трава -> кузнечик -> лягушка -> аист. Масса одного кузнечика 2 г. Сколько кузнечиков должны съесть лягушки, чтобы масса аиста увеличилась на 1 кг? В ответ запишите только количество кузнечиков.

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 2,8х108 кДж. Какое количество энергии поступает на четвертый трофический уровень этой экосистемы? В ответ запишите только количество энергии, выраженное в мегаджоулях.

Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5х106 кДж, в чистую продукцию переходит 2% энергии. Какое количество энергии поступает на третий трофический уровень? В ответ запишите только количество кДж.

Значение пищевой цепи

Основным значением пищевой цепи является сохранение стабильного состояния живых организмов, ведь если бы не существовала подобная иерархия, то какие-то определённые хищники имели бы возможность уничтожать всех, лишая более слабых возможности питаться и развиваться.

Пищевая цепь является неким регулятором всей энергии в биосфере, ведь даже растения, которые считаются пищей для травоядных животных, являются лишь частью цепи. В случае отсутствия таких взаимоотношений между живыми организмами, биосфера ещё миллионы лет назад стала бы безжизненной.

Пастбищная пищевая цепь

Она начинается с растений и тянется дальше к растительноядным животным (фитофагам), а затем и к хищникам. В подобной цепи при каждом переходе к следующему звену теряется до 80-90% потенциальной энергии пищи, так как она переходит в тепло. Пастбищные пищевые цепи делятся на пищевые цепи хищников и пищевые цепи паразитов.

alt
Схема пастбищной пищевой цепи

При продвижении по пищевой цепи хищников, размер каждого последующего его члена больше, чем размер предыдущего, но численность каждых следующих участников пищевой цепи меньше численности ее предыдущих представителей. Примером пищевой цепи хищников может служить следующая последовательность:

  • Сосна обыкновенная => Тли => Божьи коровки => Пауки =>Насекомоядные птицы => Хищные птицы.

В отличии от пищевой цепи хищников, пищевые цепи паразитов ведут к организмам, которые все более уменьшаются в размерах и увеличиваются численно. В качестве примера можно привести следующую цепь:

  • Трава => Травоядные млекопитающие => Блохи => Жгутиконосцы.

В пастбищных пищевых цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники. За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание.

Уровни пищевой цепи

Автотрофы не зависят от других организмов, они сами являются основным производителем и занимают начальный уровень пищевой цепочки. Травоядные животные, которые питаются автотрофами, занимают второй трофический уровень. Далее располагаются всеядные и плотоядные гетеротрофы.

Наконец, на вершине цепи питания находится человек, который использует для пропитания как первых, так и вторых. Биологические организмы автотрофы и гетеротрофы — это два типа биотических компонентов экосистемы, которые взаимодействуют друг с другом.

Все пищевые цепочки начинаются на уровне производителя. Основные потребители едят производителей для получения энергии. Основные потребители съедаются вторичными потребителями- вторичных потребителей едят третичные потребители и так далее.

Пищевая цепочка – линейная иерархия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным. Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Каждый организм, зависящий от следующего организма в плане пропитания, формирует линейную последовательность, через которую энергия переходит от одного организма к другому. Проще говоря, пищевая цепочка показывает, кто кого ест. Следует особо отметить, что один и тот же биологический вид может занимать несколько трофических уровней.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

кора березы —> заяц —> волк —> редуценты;

древесина —> личинка майского жука —> дятел —> ястреб —> редуценты;

опавшая листва (детрит) —> черви —> землеройки —> сова —> редуценты.

alt
Пищевые цепи в лесу

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов. Типичный пример: животное поедает растения. Это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию.

Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено — трофическим уровнем (греч. trophos-питание). Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами и т. д. Обычно бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.

alt
Схема уровней пищевой (трофической) цепи

https://www.youtube.com/watch?v=RhwcbjGHuJk

Итак, рассмотрим существующие трофические уровни:

Оцените статью
В здоровом теле здоровый дух
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.