Инцест и ребенок


Инцест

Инцест

Инцест — в точном переводе с английского «кровосмешение», а как чаще понимают этот термин (инцест) — сексуальный контакт родителей или близких родственников с ребенком. Сколько детей подвергается прямому инцесту в нашей стране, точно неизвестно, хотя, по данным специальных исследований, число подвергающихся инцесту очень велико.
И хотя эта тема инцеста тяжела и неприятна, поскольку затрагивает самые темные стороны человеческой души, поговорить об инцесте стоит. Что же является причиной инцеста — с точки зрения нормального человека противоестественного акта?
Инцесту есть научное объяснение. Более того, причины инцеста рассмотрены в различных научных исследованиях. Фрейд считал, что с помощью инцеста человек преодолевает свой страх смерти. И использует любую возможность оставить после себя след на земле. Простой и распространенный способ — рождение ребенка. Дескать, «я буду жить в своих детях». Сексуальный контакт с ребенком, инцест, тоже форма выражения, хотя и крайняя, подсознательной жажды бессмертия. Грубо говоря: «Я вступаю в сексуальный контакт со своим ребенком — моя энергия переходит от меня к нему, значит, я бессмертен».
Больше того, именно страх смерти часто определяет и другие, менее болезненные и, казалось бы, совершенно нормальные с точки зрения бытового сознания, формы отношений родителя к ребенку. Задумайтесь: ведь многие из нас рожают детей не для того, чтобы они жили своей жизнью, а для того, чтобы решали нашу главную проблему — доказывали, что наша жизнь прожита не зря. Человек, который боится смерти, часто даже не осознавая этого, чувствует себя отверженным, покинутым, заброшенным в эту жизнь без всякой определенной цели.
Выход из этого состояния он обычно находит с помощью заложенной в нем природой естественной потребности любить и ощущать себя любимым и нужным окружающему миру. При этом он реализует ее так, что страдают окружающие и прежде всего близкие люди. Вместо того чтобы взять ответственность на себя и разобраться в своем внутреннем состоянии, этот человек ищет такого человека, на плечи которого можно возложить ответственность за собственную жизнь, в которого можно «вложить» любовь, а затем строго за это спросить.
Психологические процессы подкреплены физиологией. Определенный потенциал энергии, толкающей человека на инцест, — заложен в человеке изначально. Этот потенциал в первую очередь обусловлен отношениями матери и ребенка, независимо от его пола. Отец «включается в игру» позже. С момента зачатия до рождения мать и ребенок представляют собой единый организм. Они зависимы друг от друга, что совершенно естественно, потому что мать для ребенка — не только источник питания, но и форма существования вообще. Через нее он осуществляет связь с внешним миром и при этом оказывает значительное влияние на мать — ее организм, психическое состояние. С рождением ребенка эта связь не ослабевает.
Пока мать кормит ребенка грудью, а тот не в состоянии свободно двигаться, ребенок вообще не различает, где мать, а где он сам. Его мама, в свою очередь, продолжает воспринимать его как свое продолжение, часть своего организма. В этом выражается материнский инстинкт, оберегающий ребенка от внешнего мира. Это абсолютно естественные взаимоотношения, но именно они — при наличии у родителей, особенно у матери, психологических проблем, о которых я говорила выше, — делают инцест возможным. Когда ребенку исполняется три года, в его развитии наступает очень ответственный и серьезный этап, который, как правило, заканчивается к 6 годам. Психоаналитики называют эту фазу развития ребенка «Эдиповой».
В три года внешний мир вокруг ребенка начинает приобретать конкретные очертания. Ребенок становится самостоятельнее и начинает постепенно отдаляться от матери. Этот процесс происходит достаточно болезненно, так как связь между ними на эмоциональном уровне очень сильна. Мать с трудом учится «отпускать» от себя свое дитя. Ребенок растет, но и для него мучительно отказаться от малой толики привычного материнского внимания. Этот период полон для матери и ребенка вполне естественных переживаний. Вот тут-то на сцене и появляется отец, который исполняет в «семейном любовном треугольнике» роль «разлучника».
Ребенок подсознательно отводит ему эту роль: «Кого, кроме меня, любит мама?» Братья, сестры, другие члены семьи также участвуют в перипетиях «любовного треугольника», но как второстепенные персонажи. На этом этапе накаляется обстановка даже в самой благополучной семье, где родители любят друг друга и своего ребенка. Могут возникнуть ссоры, скандалы, разногласия. Мама, папа и ребенок по очереди, согласно традиционной психологии, проигрывают три психологические роли — Жертвы, Спасителя и Преследователя. Они делают это совершенно неосознанно — просто кто-то из них чувствует себя виноватым, кто-то вносит раздор, кто-то пытается наладить в семье отношения.
Возьмем, к примеру, ребенка. Он может быть Жертвой и чувствовать себя покинутым и одиноким, так как ему кажется, что маме больше нужен папа, или виноватым, потому что родители ссорятся. А может начать кричать и ломать игрушки: «Ах, вы меня не любите, так вот вам». Или своим присутствием гасить скандалы, выполняя роль миротворца. Если у родителей нет психологических травм и отклонений, то члены семьи благополучно отыгрывают все роли и переживают этот сложный период «без потерь». Родители «отпускают» ребенка, тот начинает постепенно выходить из сценария родительской семьи и создавать свой собственный.
Его «роман» с родителями закончен — далее их отношения развиваются как между независимыми, равноправными, уважающими и бескорыстно любящими друг друга людьми. Но, допустим, семья неблагополучна. Например, отец с матерью не любят друг друга или отец оставил мать. Что происходит тогда? Относительно нормальное развитие событий в жизни данной семьи на Эдиповой фазе заканчивается и с этого момента определяется тем, насколько серьезны психологические проблемы родителей. В любом случае они будут удерживать ребенка от самостоятельности, так как он — их естественное продолжение и собственность — призван эти проблемы решать.
Он «спасает» папу и маму от их страхов и нервных стрессов, его приучают к мысли о том, что он «виноват» в том, что не сложилась их жизнь, и как результат ребенок «мстит» родителям бунтом и непослушанием. Бывает, что проблемы родителей граничат с патологией или даже перешли эту границу: например, мать в детстве была изнасилована собственным отцом или перенесла психологическую травму, вылившуюся в запредельный страх смерти или одиночества, у отца ярко выражены садистские наклонности и т. д.
Чем серьезнее проблема, тем сильнее стремление ее каким-нибудь образом решить и, как следствие, круче методы, с помощью которых родитель удерживает своего ребенка. Инцест — непосредственный сексуальный контакт между родителем и ребенком — возникает чаще всего именно на Эдиповой фазе развития. Это последняя мера, на которую может пойти родитель, чтобы удержать ребенка и тем самым продолжать решать за его счет собственные проблемы. Например, мать может решиться на инцест, чтобы не дать ребенку, когда он вырастет, освободиться от зависимости. Мать говорит сыну: «Ты посмотри на себя, ну кому ты такой нужен? Оставайся дома. Я тебе заменю всех». Отец же совершает инцест, чтобы доказать свое превосходство над ребенком и самоутвердиться.
Почему именно секс?
Согласно психоаналитику Карлу Юнгу, часть либидо — психической энергии человека — имеет сексуальную окраску. У психически неуравновешенного родителя именно эта часть проявляется наиболее сильно, когда эмоциональная обстановка в семье накаляется. Поэтому ему легко перейти границу и совершить половой акт с собственным ребенком (инцест). В большинстве случаев такие родители и не ищут каких-то оправданий своим поступкам, не подвергают их моральной оценке. Они делают то, что диктует им «загрязненное» подсознание.
Что происходит с ребенком, который подвергся инцесту со стороны родителей, в дальнейшем?
Если случай инцеста был единственный, ребенок забывает эмоциональное потрясение, связанное с инцестом. Детское сознание не в состоянии справиться с такой ношей. Но на уровне подсознания память об инцесте не стирается. Память об инцесте остается и руководит жизнью теперь уже повзрослевшего человека. Если случай инцеста не единичный, то жертва не редко пытается сознательно подавить — вытеснить эмоции, с инцестом связанные. Подавленные эмоции создают массу комплексов и проблем, которые, как и в первом случае, определяют дальнейшую жизнь ребенка.
Люди, которые стали в детстве жертвами инцеста, все время испытывают огромный комплекс вины (ведь ребенок не понимает, что он не виноват в том, что с ним произошел инцест), очень осторожны. Им чудится, что повсюду исходит угроза, они как будто вывернуты нервными окончаниями наизнанку. Более того, они не редко в жизни "прорабатывают случившееся с ними в детстве — становятся жертвами насилия, гомосексуалистами или насильниками. Иными словами, повзрослев, они постоянно проигрывают роли, которые известны им с детства. Кроме того, психика их все время воссоздает случаи инцеста, и повторяются случаи инцеста вновь и вновь. Иногда, если в случае инцеста была акцентирована роль Спасителя (например, мальчик заменял матери ушедшего отца), они все время кого-то спасают. Или, наоборот, в любой ситуации оказываются Жертвой. Бывает, сами начинают «насиловать» окружающих в прямом и переносном смысле.
Инцест не всегда может доходить до полового акта. Выражаются элементы инцеста и в том, что у отца может возникнуть потребность разгуливать в трусах перед маленьким сыном, неосознанно ему демонстрируя размер предмета мужской гордости. Или мать начинает душить ребенка в объятиях. Сюда также можно отнести и то, что родители порой любят купать своего ребенка, когда те уже сами вполне могут о себе позаботиться, или что некоторые папы бьют дочерей и сыновей по голым ягодицам ремнем. И даже тот факт, что родители любят заниматься любовью именно тогда, когда ребенок спит в той же комнате. Примеров великое множество — у каждой семьи свои особенности. Элементы инцеста отражаются на психике ребенка так же, как если бы он подвергся прямому насилию.
Жертвами инцеста — прямого насилия — становятся немногие. Объясняя психологические мотивы инцеста, к нему можно отчислить и чисто психологическую зависимость ребенка от родителей. Этот вид инцеста называется «символическим» инцестом, и от него, как мне кажется, страдает практически все население нашей страны. При символическом инцесте не происходит сексуального контакта между ребенком и родителями, он существует на уровне психологии. Природа символического инцеста такая же, как и прямого, — в невозможности преодолеть полную зависимость между ребенком и родителями, состояние биологического симбиоза.
Символический инцест в чем-то опаснее инцеста прямого, потому что символический инцест сложнее выявить. В чем практически выражается символический инцест? В том, что всеми своими действиями родители показывают ребенку: «Ты принадлежишь нам, мы знаем лучше, как тебе одеваться, чем заниматься, у тебя нет права на свое собственное внутреннее пространство». Они не оставляют ему собственного угла в квартире, роются в его карманах, требуют, чтобы он докладывал им о каждом своем шаге.
Это приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать себя как самостоятельную личность, в его сознании все время сидит родительский, особенно материнский, фантом, с которым он сверяет свои поступки. Он либо полностью ему подчинен, либо становится бунтарем: «Я все буду делать по-другому». Это — другая сторона все той же медали, так как точкой отсчета в его жизни тоже является семейный сценарий. Жертвы психологического инцеста все время оправдывают факт своего появления на свет и пытаются заслужить любовь и уважение, как собачка в цирке — кусок сахара. В детстве это любовь родителей, в дальнейшем — всех остальных. Кроме того, выбирая себе спутника жизни, жертва символического инцеста оглядывается на свое детство. Какие требования в нашем обществе обычно предъявляются к жене? «Чтобы хорошо готовила, чисто убирала и относилась к мужу с пониманием». Чем не мама? Бывает, что символический инцест приводит к психогенному бесплодию и импотенции. Пострадавшим движет приблизительно такая установка:
«Мои родители не давали мне жить. Я не хочу быть таким же, как они, но как жить по-другому, не знаю. У меня нет самостоятельного опыта. Я не могу иметь ребенка». Все это происходит совершенно неосознанно, механизм, запущенный в детстве, руководит нами из подсознания.
В психоанализе считается, что для того, чтобы реализоваться как личность, человек должен пройти несколько ступеней естественного развития. Он рождается в единстве с матерью, потом проходит фазу отчуждения, накопления самостоятельного опыта и наконец, преодолевает чувство отверженности и обретает свою вторую половину — находит себе пару, никак не связанную со сценарием его семьи. Другими словами, он как бы «описывает полный круг». Опыт инцеста, прямого или символического инцеста, не дает ему этого сделать. Он мечется из одной крайности в другую, но никак не может отказаться от прошлого. И конечно, очень от этого страдает. Как тут можно помочь? Прежде всего, человек должен осознать, какой механизм управляет его жизнью. Для того чтобы осознание произошло, человеку необходимо вернуться в свое прошлое и вспомнить конкретный случай, затормозивший его развитие. Самому с этим сложно справиться. Человек, как правило, очень предвзято относится к своим мыслям, склонен к рефлексии. Здесь нужен кто-то, кто бы его выслушал и помог объективно разобраться в ситуации, — друг, любимый человек, а лучше всего профессиональный психотерапевт.Психоанализ  см.здесь



1 Comment to “Инцест и ребенок”

  1. By Альберт, @

    На мой взгляд корни инцеста как психологического так и обычно надо искать гораздо глубже, в бессознатеьном человека, его в первообразах мифологических архетипах.

    RSS лента комментариев к этой записи.

    Ответить

    <